
 

 

 
 

Больше чем религия  
Что медиа в Армении, Грузии, Молдове и 

Украине сообщают об автокефалии 
украинского православия 

 



 

 

 

 

 

 

 

Больше чем религия: Что медиа в Армении, 

Грузии, Молдове и Украине сообщают об 

автокефалии украинского православия 

 

 
Эта публикация была создана при финансовой поддержке Европейского Союза.  

Содержание этой публикации является исключительной ответственностью ОО 

«Интерньюз-Украина» и не обязательно отражает точку зрения Европейского 

Союза. 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

Основание независимой Православной Церкви Украины повлекло за собой 

фундаментальные изменения в контексте российского влияния и структуры мягкой 

силы в постсоветских странах. Этот факт ставит под сомнение статус Москвы 

как ведущего духовного центра Православной Церкви, которым она оставалась 

более 300 лет. Такие фундаментальные изменения влияют на все целевые страны, а 

потому важно иметь информацию о последних тенденциях в российской пропаганде, 

чтобы противостоять гибридным угрозам. 

 

Наши аналитики провели трансграничный мониторинг месседжей российской 

пропаганды в местных СМИ Армении, Грузии, Молдовы и Украины, которые сообщали 

о создании независимой Православной Церкви Украины (ПЦУ).  

 

Методология мониторинга СМИ включала два компонента: количественный и 

качественный анализ. Количественный мониторинг СМИ дает числовые 

показатели или индикаторы, которые можно посчитать и проанализировать. 

Качественный мониторинг СМИ используется для оценки действий СМИ в сравнении с 

определенными стандартами — например, этическими или профессиональными — 

которые трудно оценить количественно. 

 

Эксперты в каждой стране выбрали два телеканала и 2 онлайн-ресурса, которые 

являются одними из самых влиятельных в сфере освещения международных 

новостей и политики и имеют высокий рейтинг популярности. Наш подход также 

предусматривал баланс проевропейских и евроскептических, 

проправительственных и прооппозиционных медиа в каждой стране. Вот 

перечень СМИ, которые были включены в исследование: 

 

Армения: 

ТВ: 1-й канал (Государственное 

телевидение Армении), Кентрон ТВ 

Онлайн-СМИ: news.am, lragir.am 

 

Грузия: 

ТВ: Рустави-2, Имеди 

Онлайн-СМИ: Ipress.ge, netgazeti.ge 

Молдова: 

ТВ: Публика ТВ, НТВ-Молдова 

Онлайн-СМИ: jurnal.md, sputnik.md 

 

Украина:  

ТВ: 1+1, 112 Украина 

Онлайн-СМИ: Pravda.com.ua, strana.ua 

 

По каждой стране были подготовлены архивы соответствующих медиа-отчетов 

за период с 1 сентября по 30 ноября 2018 г. В случае с телеканалами изучались 

только сюжеты новостей, поскольку не все записи ток-шоу были доступны в указанных 

странах. Таким образом, наш отчет не принимает во внимание соответствующие 

ток-шоу. 

 

Исследование было инициировано ОО «Интерньюз-Украина» при участии Media 

Diversity Institute (Армения), Journalism Resource Center (Грузия) и 

Independent Journalism Center (Молдова). 

 

 

 

 



 

 

10 ключевых выводов: 

 

1. Некоторые российские нарративы в отношении автокефалии украинской 

церкви являются «универсальными» — они появились во всех четырех 

странах, другие были адаптированы к местной ситуации. 

 

Кремль стремится распространять одинаковые нарративы всюду, где они могли 

бы сработать. Прямое российское вмешательство, заангажированность СМИ и 

безответственный выбор источников новостей привели к тому, что некоторые 

российские нарративы на тему формирования независимой Православной Церкви 

Украины появились во всех четырех странах. 

 

Наиболее распространенный в Армении, Грузии, Молдове и Украине нарратив говорит 

о необходимости единения православного мира, чтобы противостоять 

вмешательству Запада. Следовательно, независимая Православная Церковь 

Украины представляется как угроза этому единству и один из инструментов, 

используемых Западом в геополитическом противостоянии с Россией. Это — еще один 

пример навешивания на Запад ярлыка «врага» с целью консолидации россиян (а в 

данном случае —- пророссийски настроенных армян, молдаван и украинцев) перед 

лицом воображаемой угрозы. Кроме того, во всех четырех странах статьи с 

нарративами, приближенными к месседжам российской пропаганды, также 

выступают против Вселенского Патриархата, который представляется в них как 

«рука» Запада. 

 

В то же время, российская пропаганда очень гибкая, она адаптируется к ситуации в 

каждой стране.  

 

В Украине США напрямую называют главным бенефициаром раскола в 

Православном мире. Тема Томоса (декрет Вселенского Патриархата об автокефалии) 

также была тесно связана с местными политическими событиями, особенно с 

приближающимися президентскими выборами 2019 года. 

 

В Грузии автокефалия украинской православной церкви часто освещалась в 

контексте религиозной жизни Грузии и, в частности, проблемы автокефалии 

абхазской церкви. 

 

В Армении намекали, что Томоса не будет, поскольку правительство Турции 

заключило соглашение с Россией и не позволит Вселенскому Патриархату 

признать автокефалию Православной Церкви Украины. В то же время, Украина в 

армянских СМИ представлялась страной-союзником Вселенского Патриархата, 

расположенного в Турции, что важно в свете напряженных армяно-турецких 

отношений. 

 

Во всех этих месседжах красной нитью проходила одна мысль: создание независимой 

Православной Церкви Украины — это опасное событие для вашей страны (Армении, 

Грузии или Молдовы), и, следовательно, поддерживать его не следует. 



 

 

В следующих разделах мы подробно рассмотрим месседжи, которые 

транслировались в каждой стране.  

 

2. Украинская автокефалия была очень важной темой в Украине и Грузии. 

 

Украинские СМИ, безусловно, наиболее активно освещали создание независимой 

Православной Церкви Украины. За очерченный период времени в украинских медиа 

было 502 новости о Томосе для Украины, в десять раз больше, чем в грузинских 

СМИ, отобранных для нашего проекта (42 публикации) – именно они занимают 

второе место с точки зрения активности освещения. В Молдове теме автокефалии 

Православной Церкви Украины были посвящены 24 публикации в СМИ. В Армении 

эта тема освещалась меньше всего. Из четырех средств массовой информации, 

которые были объектом мониторинга, только один — сайт новостей Iragir.am — 

опубликовал по крайней мере несколько сообщений на тему томоса (5 публикаций 

новостей). 

 
3. В Украине новости были преимущественно нейтральные, но есть нюансы. 

 

Все отслеживаемые украинские медиа при освещении темы автокефалии ПЦУ 

придерживались преимущественно нейтральной позиции. Так, в частности, было в 

случае с 112 Украина (85,7% новостных материалов были нейтральными) и Украинской 

Правдой (97,6% нейтральных материалов).  

 

В то же время, канал 1+1 демонстрировал позитивное отношение — 31,1% медийных 

материалов были положительными или очень положительными. С другой стороны, на 

сайте Strana.ua значительная часть публикаций была отрицательной — 43,3% статей 

были отрицательными или очень отрицательными. 

 

 



 

 

 
 

4. Среди четырех отслеживаемых украинских СМИ наибольшая доля 

месседжей российской пропаганды транслировалась на сайте Strana.ua. 

 

Три из четырех отслеживаемых СМИ — 1+1, 112 Украина и Украинская Правда — 

содержали очень мало материалов, месседжи которых были схожи с месседжами 

российской пропаганды. На этом фоне выделяется strana.ua — 37,9% материалов 

этого издания очень схожи с месседжами, распространяемыми российской 

пропагандой и направленными против автокефалии украинской церкви. Кроме того, 

в то время как 1+1, 112 Украина и Украинская Правда обращаются к таким источникам, 

как Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), Украинская 

Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП), украинские чиновники и 

политики, Вселенский Патриархат, сайт strana.ua часто ссылается на УПЦ МП и 

Русскую Православную Церковь (РПЦ), а также украинских оппозиционных 

политиков, которые относятся к Томосу предвзято. Сайт strana.ua также называет 

Вселенский Патриархат «Стамбульским Патриархатом», чтобы не подчеркивать его 

верховенство над Московским Патриархатом. 

 

 



 

 

Ниже перечислены наиболее распространенные нарративы, приближенные к 

месседжам российской пропаганды: 

● Томос Украине могут и не дать; 

● Если украинская церковь получит Томос, это повлечет раскол в православном 

мире; 

● После получения автокефалии у Московского Патриархата отберут Киево-

Печерскую Лавру и другие церкви. В таком случае Украину ожидает 

гражданский конфликт на религиозной почве; 

● Украина — это каноническая территория Русской Православной Церкви; 

● Константинополь собирается не дать Украине автокефалию, а основать экзархат 

- то есть, филиал Вселенского Патриархата; 

● Вселенский Патриархат из Турции не может управлять православными 

церквями, поскольку Турция — мусульманское государство, а не православное; 

● Если бы в Украине провели референдум о Томосе, он бы потерпел неудачу; 

● США управляют политической и религиозной жизнью Украины; 

● Порошенко дал Варфоломею взятку, чтобы тот предоставил Томос; 

● Власти Украины, в частности Президент Петр Порошенко, начали гонения на 

священников Московского Патриархата; 

● Христианство в Украине принудительно насаживается националистами, а Томос 

играет в этом ключевую роль. 

 

5. В Грузии нет единого мнения в отношении украинской автокефалии. 

 

Имеди ТВ (проправительственный телеканал) в одном из сюжетов критически 

освещал тему Томоса, хотя положительных месседжей было больше; Рустави-

2 (оппозиционный телеканал) критических высказываний не делал, а положительное 

освещение было вдвое большим, чем на Имеди ТВ. 

 



 

 

Еще один пример различий — то, что упомянутые два канала привлекали совершенно 

разных экспертов. Для анализа этих вопросов Рустави-2 обращается к теологам, 

явно положительно воспринимающим украинскую автокефалию, а также критически 

относящимся к Грузинскому Патриархату. В то же время Имеди ТВ обращается к 

теологам, которые более или менее положительно относятся к украинской 

автокефалии, хотя выражают некоторые предостережения. 

 

Грузинские онлайн-СМИ освещают эту тему более беспристрастно, глубоко и 

последовательно, чем телекомпании. Они предлагают своей аудитории как новости, 

так и аналитику, в т.ч. мнения экспертов. Также они сообщают читателям о темах, 

которые на телевидении не упоминаются. 

 

6. Российская пропаганда в грузинских СМИ не очевидна, но она существует. 

 

На обоих грузинских телеканалах были случаи повторения российских 

нарративов о создании независимой ПЦУ. Оба канала подавали такую информацию 

нейтрально, но это уравновешивалось представлением на этих каналах 

противоположных мнений. Объем такого контента был относительно небольшим по 

сравнению с общим освещением вопроса автокефалии ПЦУ. Нарративы российской 

пропаганды также непрямо отражались в отслеживаемых онлайн-СМИ, хотя 

они пытались отвечать на месседжи, которые распространялись российскими медиа. 

 

Ниже приведены основные пропагандистские нарративы, которые появлялись в 

грузинских СМИ: 

● Вселенский Патриархат — раб Запада, которого используют для раскола 

православия; 

● признание украинской автокефалии неизбежно приведет к признанию 

автокефалии других церквей, таких как абхазская; 

● признание Россией абхазской автокефалии будет вынужденным шагом, 

результатом раскола Западом Православной Церкви; 

● признание Грузией украинской автокефалии сделает признание автокефалии 

Абхазской Церкви и ее окончательное отделение от Грузинского Патриархата 

неизбежным. 

 

7. В Молдове даже пророссийские СМИ не уделяли теме Томоса особого 

внимания. 

 

В трех из четырех отслеживаемых молдавских СМИ — Публика ТВ, НТВ-Молдова и 

Jurnal.md — большинство сообщений представляли собой короткие заметки, 

содержащие ограниченную информацию по теме, и цитировали, как правило, 

какой-то один источник. Соответственно, большинству таких публикаций не хватало 

ясности. Сведений о ситуации предоставлялось недостаточно для четкого понимания 

проблемы. В большинстве новостей сообщалось о текущем развитии событий без 

освещения истории темы или представления разных мнений. 

 

И наоборот, на сайте Sputnik.md — молдавского подразделения российского медийного 

конгломерата «Спутник» — большинство публикаций были в виде объемных 



 

 

материалов, содержащих развернутую справочную информацию о полемике 

вокруг Томоса. Тональность при этом была, в основном, предвзятая, положительная по 

отношению к РПЦ и негативная к Киевскому Патриархату. Использованные источники 

были прозрачными (то есть их можно было идентифицировать), но не 

разнообразными: в большинстве случаев излагались мнения противников 

автокефалии. 

 
8. Пророссийские СМИ в Молдове использовали другую тактику. 

 

Канал НТВ-Молдова, который транслирует местный контент и ретранслирует контент, 

произведенный в России, освещал вопрос автокефалии ПЦУ нерегулярно, посвятив ему 

два новостных репортажа. Тот факт, что НТВ-Молдова не освещал этот вопрос, может 

указывать на манипуляцию с помощью умолчания. 

 

В то же время Sputnik.md распространял сообщение о том, что Украинская Церковь 

пытается разделить православие, она раскольническая. «Спутник» также рассказывал 

православным верующим Молдовы, что делать дальше после того, как РПЦ объявила о 

разрыве связей с Константинопольским Патриархатом. 

 

Ниже перечислены основные пропагандистские нарративы, которые появлялись 

в СМИ Молдовы: 

● Украинский «режим» действует против собственного народа, вмешиваясь в 

религиозную жизнь украинцев; 

● Православный мир следует объединить любой ценой; 

● Если украинская церковь получит Томос, это повлечет раскол в православии; 

● Патриарх Филарет - раскольник, который пытается разделить православие. 

 



 

 

9. Армянские медиа уделяли Томосу мало внимания, обращаясь к этой теме 

только потому, что она важна для России. 

 

Из четырех отслеживаемых армянских СМИ только одно (сайт новостей lragir.am) 

публиковало материалы на тему автокефалии Православной Церкви Украины в 

течение периода исследования. В сентябре-ноябре 2018 это СМИ опубликовало пять 

статей на эту тему. Стоит отметить, что в последующие месяцы исследования этот сайт 

больше не возвращался к теме Томоса. 

 

Мониторинг позволил сделать вывод, что не только Томос, но и вообще любые 

события, происходившие на большей части территории бывшего СССР, в т.ч. в Украине, 

не вызвали интерес у армянских СМИ. В целом, армянские медиа относительно 

редко освещают события на территории бывшего СССР за исключением 

Азербайджана (страны, с которой у Армении продолжается конфликт) и, частично, 

России (с которой Армения поддерживает наиболее интенсивные связи в различных 

сферах), а также Грузии (с которой Армения граничит и через территорию которой 

преимущественно ведется наземное сообщение с внешним миром). Кроме того, 

внимание армянской общественности было сосредоточено на собственных 

проблемах и событиях — последствиях «бархатной революции» и ситуации на 

линии разграничения Карабахского конфликта и на армяно-азербайджанской границе. 

 

10. Хотя публикаций в Армении было немного, они содержали 

пропагандистские нарративы. 

 

Ни в одной из пяти имеющихся публикаций не освещалась позиция украинской 

стороны или позиции других православных церквей кроме РПЦ; также не 

проводились параллели между вопросом Томоса и недавно полученной автокефалией 

Северомакедонской Православной Церкви и тому подобное. 

 

Хотя язык публикаций был вполне политкорректным, некоторые выводы такими 

точно не были. В частности, в одном из материалов содержалось безапелляционное 

утверждение о том, что турецкая власть оказывает определяющее влияние на 

Вселенский Патриархат. Также, освещая последствия Томоса, портал новостей 

ограничивался цитатами российских государственных и политических 

деятелей, в том числе приводя «предсказания» лидера ЛДПР Жириновского о 

«кровавых столкновениях» в Украине. 

 

Можно сделать вывод, что для Iragir.am наибольший интерес вызвали 

последствия Томоса для России и связь между потерей ею влияния на 

международной арене как государства и ее церкви как претендента на лидерство в 

православном мире. 

 

Ниже перечислены основные пропагандистские нарративы, которые появлялись 

в армянских СМИ: 

● Томоса не будет, поскольку правительство Турции заключило соглашение с 

Россией и не позволит Вселенской Церкви признать автокефалию ПЦУ; 



 

 

● Томос — это преднамеренное усиление, легитимизация раскола в Украинской 

Православной Церкви; 

● Томос — ошибочное решение Константинопольского Патриархата, которое 

нужно отменить, если Константинополь хочет восстановить связи с РПЦ; 

● Томос — это часть процесса разрушения концепции «русского мира» и 

идеологического базиса русской экспансии. 

 

 

Рекомендации 

Усилиям России можно противодействовать, если национальные правительства, 

медиа и гражданские общества Армении, Грузии, Молдовы и Украины будут 

работать вместе. Необходимы следующие шаги: 

1. Странам, ставшим объектами воздействия, следует должным образом 

представлять природу и масштаб информационных угроз. Следует 

постоянно изучать сеть российской пропаганды, представляя результаты 

исследований широкой общественности. 

2. Медиа следует более сознательно выбирать источники для материалов. 

Наше исследование показывает, что СМИ во всех четырех странах цитируют 

источники, которые представляют позицию только одной стороны конфликта, 

поэтому освещение получается однобоким и искажает общественное мнение. 

3. Для обсуждения стандартов журналистики в борьбе с дезинформацией и 

пропагандой нужна самоорганизация журналистов в целевых странах 

(через встречи, совместные инициативы и т.д.). Разработка неофициального 

кодекса профессиональной этики для журналистов с участием 

представителей важнейших изданий Армении, Грузии, Молдовы и Украины. 

4. Национальные стратегии информационной безопасности должны 

приобрести приоритетное значение. Когда на западные страны направляются 

российские кампании по дезинформации, они формируют пул вопросов, 

которые являются важнейшими для определенного общества. Соответственно, 

защитная стратегия должна учитывать местные особенности страны. 

5. Против агентов информационного влияния следует вводить санкции. 

Странам, которые являются мишенями для российской пропаганды, следует 

формировать общую позицию, по примеру Украины и стран Балтии. 

6. Российские квазимедийные организации в государственной 

собственности (РТ, Спутник) не следует считать средствами массовой 

информации или действительно независимыми СМИ. Термин «СМИ» 

предусматривает ответственность и независимость редакции. Вместо этого РТ, 

Спутник и другие подконтрольные российскому правительству медиа 

полностью зависимы от официальной информационной политики России. Они 

не просто информируют, они стремятся внести информационный хаос, 

демотивировать и деморализовать, они подпитывают недоверие к социально-

политическим моделям демократических стран. 

7. Следует создать перечни и антирейтинги СМИ, пойманных на создании или 

распространении пропаганды / дезинформации. Эту миссию можно было бы 

доверить международным организациям с хорошей репутацией, которые 

будут сотрудничать с лучшими национальными медийными 

организациями. 



 

 

8. Для разоблачения еще большего количества кампаний кремлевской 

дезинформации следует использовать подход «Кому это выгодно?». 

Нужно внимательно присмотреться к источникам финансирования 

радикальных партий, пророссийских или антизападных квазиактивистов, 

публичных событий (конференций, круглых столов), «мозговых центров» и 

других агентов влияния. Журналисты, политики и аналитики должны также 

учитывать, что бизнес и правительство в России не функционируют независимо, 

поэтому финансирование со стороны бизнеса может иметь политические цели. 

9. Одним из основных средств ведения информационной войны и борьбы с 

вызовами дезинформации должно стать повышение медиаграмотности 

граждан. Правительства стран должны сыграть в этом ключевую роль, в 

частности министерства образования. Для распространения навыков 

медиаграмотности следует использовать все возможные каналы коммуникации. 

Важно, чтобы ТВ и радиоканалы распространяли такие знания, но 

альтернативные платформы (онлайн-ТВ, онлайн-университеты) также должны 

делать свой вклад. 

10. Демократическим обществам Армении, Грузии, Молдовы и Украины следует не 

только опровергать российские нарративы и фейки, но также 

формулировать демократические нарративы, которые будут объяснять 

ценности, на которых построены современные демократические общества, 

причем делать это интересно и небанально. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект получает поддержку в рамках схемы регрантинга Форума гражданского 

общества Восточного партнерства (FSTP) и финансируется Европейским Союзом в 

рамках поддержки гражданского общества в регионе. В рамках схемы регрантинга 

Форум гражданского общества Восточного партнерства (ФГО ВП) поддерживает 

проекты своих членов, которые способствуют достижению миссии и задач Форума. 

Гранты доступны для ОГО стран Восточного партнерства и стран ЕС. Ключевые 

сферы поддержки — демократия и права человека, экономическая интеграция, 

окружающая среда и энергетика, контакты между людьми, социальная и трудовая 

политика. 


	Cover RU
	Tomos final report_RU

